КазМедиаСеть: новости организации

Как освещать суицид в СМИ?

Общественное объединение «Казахстанская Медиа Сеть/KazMediaNetwork»  и Общественный комитет по саморегулированию медиа провели вебинар для журналистов из стран Центральной Азии, посвященный теме освещения суицидов в СМИ. 

К сожалению, такие информационные поводы возникают регулярно. Однако существует  эффект или  синдром Вертера — массовая волна подражающих самоубийств, которые совершаются после самоубийства, широко освещённого телевидением или другими СМИ. Как же быть – как рассказывать о таких ситуациях?  

Гражина Раманаускайте, омбудсмен по этике журналистов Литвы поделилась опытом  этой страны. В 2018 году Литовский парламент изменил правила публичного освещения самоубийств, приняв поправки к закону об информировании общества. В частности,  действует запрет романтизировать самоубийство, трактовать самоубийство, как подходящий способ решения какой-либо проблемы или повседневный факт. Авторы не должны упоминать деталей, публиковать фото и личные данные при публикации сообщений о самоубийствах или его попытках. Также надо сообщать телефоны групп поддержки горячих линий взаимопомощи. 

«Что говорят психиатры из Бюро самоубийств – как только СМИ освещают самоубийство знаменитой личности, так утром полно пациентов. Закон Вертера в действии. Поправки были приняты три года назад. Я разговаривала с психиатрами, да -  число самоубийств уменьшилось. Доказать прямую связь с публикациями сложно, но все понимают, что есть воздействие информации на людей, которые склонны к самоубийствам», - сообщила Гражина Раманаускайте.

Светлана Богатырева, магистр психологии, исполнительный директор фонда Just Support (Казахстан) дала 7 рекомендаций о том, как не надо освещать проблему суицида и 5 рекомендаций о том, как освещать данную тему. Она опиралась на исследования ВОЗ о суицидах среди подростков. Фонд провел исследование морально-психологического состояния подростков, оказавшихся на дистанционном обучении. 

«Мы уже видим срабатывание эффекта Вертера, когда  дети сводят счеты с жизнью. У нас  журналисты любят литературные формы. Кажется, что такой текст привлечет больше внимания. А срабатывает это, как романтизация. Одинокие дети, которые столкнулись  с травлей, берут это за пример. Известный случай -  самоубийство Рины Поленковой (Россия), которая  легла под поезд и сделала из этого шоу вКонтакте, постила дневник, мемы. После этого подражательная волна была очень долгой, несколько месяцев», -  пояснила Светлана Богатырева. 

НЕДОПУСТИМО:


Придавать случаю суицида гипертрофированное значение: помещать на первые полосы, делать крупные заголовки. Использовать гипертрофированную лексику - эпидемия суицида, волна ужаса и пр. Придавать окраску гламура или героизма (Ромео и Джульетта бросились с крыши).

Давать подробности события - историю происшествия, место, детали подготовки, фотографии с места происшествия или иллюстрирующие способ, предсмертные записки, видео и пр.
Причина: это может быть готовой инструкцией к совершению аналогичного суицида. Тот, кто думал об этом, может найти общие черты со своим случаем или своими мыслями.

Выдавать пусковое событие за причину, описывать его, как причину. Типичная ошибка: «Ребенок  получил двойку и из-за этого спрыгнул с крыши». 
Причина: суицид это комплексная многофакторная проблема, а последняя капля - это всего лишь финальное событие, которое может увести в сторону от истинной причины накопленного напряжения и нарушенного психологического состояния.

Углубляться в детали семьи, учебы, работы.
Причина: это может ранить близких - родственников, друзей и так же подтолкнуть их к суициду.

Давать интерпретации или назначать виновных раньше, чем это сделает следствие. Причина: лежащая на поверхности версия может оказаться ошибочной и привести к публичной травле невиновных людей.

Давать ссылки на аналогичный контент, перелинковывать с другими похожими статьями.
Причина: это умножает негатив и депрессию у тех, кто читает. Создает ощущение, что тотально все и везде плохо.

Рассказывать об ушедшем с точки зрения, какая тяжелая была у него/нее жизнь (кредиты, бросил муж, банкротство и пр).
Причина: это может прозвучать, как разрешение для людей, находящихся так же в трудной жизненной ситуации.

КАК НУЖНО?


Используйте достоверные, надежные источники и опирайтесь на факты. 

Если приводится статистика или исследование - дайте ссылку на них, год проведения, где ознакомиться и т.п.; 

Кратко, четко, без эмоций. Это новость, а не сценарий фильма; 

Ответственно подойдите к вопросу - писать об этом или нет. Если вам нечего добавить нового - не пишите, не надо просто тиражировать; 

Выразите соболезнования всем, кто знал этого человека; 

Включите рекомендации экспертов по ментальному здоровью и контакты, куда можно обратиться за помощью. Акцент не на «кто виноват?», а на «что делать?».
Made on
Tilda