К сожалению, такие информационные поводы возникают регулярно. Однако существует эффект или синдром Вертера — массовая волна подражающих самоубийств, которые совершаются после самоубийства, широко освещённого телевидением или другими СМИ. Как же быть – как рассказывать о таких ситуациях?
Гражина Раманаускайте, омбудсмен по этике журналистов Литвы поделилась опытом этой страны. В 2018 году Литовский парламент изменил правила публичного освещения самоубийств, приняв поправки к закону об информировании общества. В частности, действует запрет романтизировать самоубийство, трактовать самоубийство, как подходящий способ решения какой-либо проблемы или повседневный факт. Авторы не должны упоминать деталей, публиковать фото и личные данные при публикации сообщений о самоубийствах или его попытках. Также надо сообщать телефоны групп поддержки горячих линий взаимопомощи.
«Что говорят психиатры из Бюро самоубийств – как только СМИ освещают самоубийство знаменитой личности, так утром полно пациентов. Закон Вертера в действии. Поправки были приняты три года назад. Я разговаривала с психиатрами, да - число самоубийств уменьшилось. Доказать прямую связь с публикациями сложно, но все понимают, что есть воздействие информации на людей, которые склонны к самоубийствам», - сообщила Гражина Раманаускайте.
Светлана Богатырева, магистр психологии, исполнительный директор фонда Just Support (Казахстан) дала 7 рекомендаций о том, как не надо освещать проблему суицида и 5 рекомендаций о том, как освещать данную тему. Она опиралась на исследования ВОЗ о суицидах среди подростков. Фонд провел исследование морально-психологического состояния подростков, оказавшихся на дистанционном обучении.
«Мы уже видим срабатывание эффекта Вертера, когда дети сводят счеты с жизнью. У нас журналисты любят литературные формы. Кажется, что такой текст привлечет больше внимания. А срабатывает это, как романтизация. Одинокие дети, которые столкнулись с травлей, берут это за пример. Известный случай - самоубийство Рины Поленковой (Россия), которая легла под поезд и сделала из этого шоу вКонтакте, постила дневник, мемы. После этого подражательная волна была очень долгой, несколько месяцев», - пояснила Светлана Богатырева.
НЕДОПУСТИМО:
Придавать случаю суицида гипертрофированное значение: помещать на первые полосы, делать крупные заголовки. Использовать гипертрофированную лексику - эпидемия суицида, волна ужаса и пр. Придавать окраску гламура или героизма (Ромео и Джульетта бросились с крыши).
Давать подробности события - историю происшествия, место, детали подготовки, фотографии с места происшествия или иллюстрирующие способ, предсмертные записки, видео и пр.
Причина: это может быть готовой инструкцией к совершению аналогичного суицида. Тот, кто думал об этом, может найти общие черты со своим случаем или своими мыслями.
Выдавать пусковое событие за причину, описывать его, как причину. Типичная ошибка: «Ребенок получил двойку и из-за этого спрыгнул с крыши».
Причина: суицид это комплексная многофакторная проблема, а последняя капля - это всего лишь финальное событие, которое может увести в сторону от истинной причины накопленного напряжения и нарушенного психологического состояния.
Углубляться в детали семьи, учебы, работы.
Причина: это может ранить близких - родственников, друзей и так же подтолкнуть их к суициду.
Давать интерпретации или назначать виновных раньше, чем это сделает следствие. Причина: лежащая на поверхности версия может оказаться ошибочной и привести к публичной травле невиновных людей.
Давать ссылки на аналогичный контент, перелинковывать с другими похожими статьями.
Причина: это умножает негатив и депрессию у тех, кто читает. Создает ощущение, что тотально все и везде плохо.
Рассказывать об ушедшем с точки зрения, какая тяжелая была у него/нее жизнь (кредиты, бросил муж, банкротство и пр).
Причина: это может прозвучать, как разрешение для людей, находящихся так же в трудной жизненной ситуации.
КАК НУЖНО?
Используйте достоверные, надежные источники и опирайтесь на факты.
Если приводится статистика или исследование - дайте ссылку на них, год проведения, где ознакомиться и т.п.;
Кратко, четко, без эмоций. Это новость, а не сценарий фильма;
Ответственно подойдите к вопросу - писать об этом или нет. Если вам нечего добавить нового - не пишите, не надо просто тиражировать;
Выразите соболезнования всем, кто знал этого человека;
Включите рекомендации экспертов по ментальному здоровью и контакты, куда можно обратиться за помощью. Акцент не на «кто виноват?», а на «что делать?».