Оскорбление или оживленная полемика? Что делать, если журналист взял чужой текст или фото и не указал первоисточник? Как поступать с теми, кто публикует фейковую информацию? Если про бизнесмена написали, что он совершил рейдерский захват предприятия – это независимое расследование или информационная атака? Эти и другие проблемные вопросы медиарынка в Кыргызстане рассматривает специальный общественный орган – Комиссия по жалобам на СМИ.
История создания
Комиссия по жалобам на СМИ создана в Кыргызстане с 2007 года, на Республиканском съезде журналистов. На старте проекта в Комиссии было 9 человек, сейчас их 13 – это журналисты, общественные деятели, юристы, представители общественных объединений. На этом же съезде был принят Этический кодекс журналиста Кыргызстана, который состоит из 23 статей. В своих решениях Комиссия руководствуется Кодексом.
Члены комиссии регулируют вопросы, связанные с жалобами на СМИ, не доводя дела до судебных разбирательств. Юридической силы решения не имеют – это площадка для медиации, где обе стороны могут высказаться и получить совет от экспертов. Задача - формирование культуры добросовестной журналистики, репутации добросовестных СМИ, работа в соответствии с принципами свободы слова.
«Государство предпринимало несколько попыток регулирования СМИ, но журналистское сообщество решило, что необходимо самим регулировать профессиональную деятельность. В 2007 году мы создали рабочие группы по разработке Этического кодекса Кыргызстана. Работа велась с каждой редакцией, высылали драфты кодекса, предлагали прочитать и внести свои пункты. Параллельно изучали международный опыт по саморегулированию СМИ, провели конференцию с привлечением международных экспертов, которые рассказали про свой опыт», - так про создание Комиссии рассказала секретарь комиссии Нургуль Абдыкеримова.
В состав комиссии по жалобам на СМИ в Кыргызстане входят действующие журналисты независимых изданий (Kloop.kg, Интерфакс, радио Азаттык, и других), медиатренеры, общественные деятели и юристы с опытом разрешения информационных споров. Так, экспертиза и опыт Клары Сооронкуловой, кандидата юридических наук, экс-судьи Конституционной палаты, способствовала тому, что решения комиссии стали авторитетными среди судей. При этом важно, что создание Комиссии – гражданская инициатива, а не правительственная.
«Бывает, что заявитель недоволен решением и может обратиться в суд. Судья, который рассматривает это дело, тоже имеет возможность ознакомиться с нашим решением. И это своего рода помощь для судьи. Но в целом, сейчас, по истечению времени комиссия доказала, что мы – медиаторы, не доводим до суда, рассматриваем жалобы в короткие сроки. Мы открыты, все могут ознакомиться с нашими решениями», - добавила Нургуль Абдыкеримова.
Решения комиссии публикуются на сайте Центра Медиа Развития в разделе «Саморегулирование СМИ». Кейсы также направляются студентам факультетов журналистики для изучения в рамках курса «Профессиональная этика журналиста».
КОНТАКТЫ:
Руководитель проекта Ольга Настюкова +7-707-7000-439
Исполнительный директор Бактыгуль Бурбаева: +7 777 213 13 67
Email: media.principles.kz@gmail.com